Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
- Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
- Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы»
- Закон Республики Бурятия от 16.03.2009 №701-IV «О противодействии коррупции в Республике Бурятия»
- Положение об антикоррупционной политике в ГКУ РБ «Управление комплексного развития территорий Республики Бурятия»
- План по противодействию коррупции в ГКУ РБ «Управление комплексного развития территорий Республики Бурятия» на 2023-2024 годы
- Об утверждении локальных актов,направленных на предупреждение коррупции в ГКУ РБ «УКРТ РБ»
- Кодекс этики и служебного поведения работников ГКУ РБ «УКРТ РБ»
Методические материалы
О противодействии коррупции
Коррупция является существенной системной проблемой, характерной не только для России, но и для большинства стран мира. В этой связи одной из первостепенных задач в последние годы, поставленных на государственном уровне в России, стало противодействие коррупции.
Понятие коррупции определено Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), в соответствии с которым она представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Федеральным законом № 273-ФЗ также определено понятие противодействия коррупции как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
- по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции;
- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений;
- по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
За последние годы в Российской Федерации было создано антикоррупционное законодательство и разработан соответствующий нормативный инструментарий, позволяющий бороться с этим негативным явлением. Кроме того, в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (http://state.kremlin.ru/council/12/news).
Организационные основы противодействия коррупции
Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяет Президент Российской Федерации. Кроме того, Президент Российской Федерации устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.
Разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контроль деятельности органов исполнительной власти в пределах своих полномочий обеспечивает Федеральное Собрание Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции
В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
Меры по профилактике коррупции
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
- антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
- рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
- предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
- установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
- развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
В случае если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 19.28. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»).
Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (статья 19.29. КоАП РФ).
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией
Часто задаваемые вопросы
Что делать, если у вас вымогают взятку?
Ответ:
1. В случае, если у вас вымогают взятку, необходимо вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы вымогателем трактоваться либо как готовность, либо как категорический отказ дать взятку или совершить подкуп.
Внимательно выслушать и точно запомнить поставленные вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов).
Постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое вам место для следующей встречи.
Поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки или совершения подкупа. Не берите инициативу в разговоре на себя, позволяйте потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить вам как можно больше информации.
Незамедлительно сообщить о факте вымогательства взятки в правоохранительные органы по месту вашего жительства.
2. При вымогательстве взятки должностными лицами силовых структур (прокуратуры, милиции, ФСБ, МЧС) или при наличии угрозы жизни и здоровью людей – необходимо сразу обращаться в Управление ФСБ России по Республике Бурятия по телефонам: 8 (3012) 21-24-69, 21-06-42, 22-10-28.
3. В случае непринятия сотрудниками правоохранительных органов мер по поданному вами заявлению о вымогательстве взятки их бездействие можно обжаловать в прокуратуру Республики Бурятия по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, 23а, телефон 8 (3012) 21-24-33, телефон дежурного прокурора: 8 (3012) 21-44-98, мобильная связь: +7 914 050-96-79, на сайт —https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_03, а в случае непринятий мер республиканкой прокуратурой — в Генеральную прокуратуру РФ.
Письменные обращения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации необходимо направлять по адресу: 125993, ГСП -3, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а. Телефон справочной по обращениям в Генеральную прокуратуру Российской Федерации: 8 (495) 987-56-56. Сайт: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf.
Письменные заявления и жалобы в прокуратуру республики или Генеральную прокуратуру направляются с вложением документов, необходимых для их рассмотрения. В заявлении указывать конкретные должности, звания и фамилии сотрудников правоохранительных органов, не принявших действенных мер по вашему заявлению и обстоятельства дела.
Бездействие следственных органов можно также обжаловать в Следственное управление следственного комитета РФ по Республике Бурятия по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 25а, телефон 8 (3012) 21-46-23, телефон дежурного: 8 (3012) 21-19-30, мобильная связь: +7 924 772-12-28. Сайт – http://buryatia.sledcom.ru, а бездействие Следственного управления – в Следственный Комитет РФ, телефон доверия «Остановим коррупцию»: 8 (800) 100-12-60. Cайт:http://www.sledcom.ru.